Роль музыки и эмоции при проведении воспитательно-оздоровительной работы с детьми
Роль музыки и эмоции при проведениивоспитательно-оздоровительной
работы с детьми
Музыка в значительной мере
помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребенка. На фоне
прогрессивных изменений, происходящих в системе дошкольного воспитания,
развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в
отличие от его интеллектуального развития. Однако только согласованное функционирование
этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм
деятельности. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок
одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве,
литературе, поэзии. Н.А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде,
добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и
«ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав
у него протест против зла и лжи, умение оценить прекрасное и доброе в
людях» Очень важно воспитать в детях привычку прислушиваться к своим
внутренним переживаниям, которые обычно в дошкольном возрасте четко не
осознаются. Педагог помогает воспитать эту привычку «осознавать свои эмоциональные
переживания», в определенной мере руководить своим поведением и самостоятельно
справляться с его нежелательными проявлениями, более чутко относится к
эмоциональным состояниям окружающих. Музыкальное искусство, как никакое
другое адресовано к миру человеческих чувств. Умение слушать музыку,
способность эмоционально отзываться на нее, составляют две необходимые стороны
музыкальности: слуховую и эмоциональную. Чтобы эмоциональная отзывчивость на
музыку развивалась у ребенка достаточно успешно, нужно, в первых,
развивать его эмоции, обогащать «палитру» его чувств, но не только, средствами,
музыки, но, и, посредством, поэтического слова, через стихи, в которых отражены
различные эмоции, классические образы культурных норм поведения. Очень важно
научить ребенка подключать свой эмоциональный личный опыт к восприятию музыки,
стихов, то есть, чтобы ребенок не просто испытывал какие – либо эмоции во время
звучания музыки, но и эмоционально переживал выразительное значение музыкальных
и поэтических образов. Первые контакты с музыкой, положительные эмоции
способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на
протекание основных физиологических процессов в организме: дыхания, сердечной
деятельности, обмена веществ, Занятия музыкой также способствуют развитию
внимания и обеспечивают тренировку слуховых органов, необходимую, для
нормального, здорового слуха ребенка.