МБДОУ "ДС № 9 "Олененок"   

Среда, 24.04.2024, 04:39 Главная | Каталог статей | Мой профиль |Регистрация | Выход |Вход 

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"|Приветствую Вас Гость | RSS
Наш логотип


Меню сайта

Полезные сайты
 Министерство просвещения Российской Федерации  Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство образования и науки КК

Управление образования Староминского района


......
редактируется

Главная » Статьи » Консультации учителя-логопеда

Консультация для родителей - учителя - логопеда Мироновой Л. В. "Формирование у ребёнка грамматически правильной речи".

Формирование у ребенка навыков грамматически правильной речи

 Речь — главный показатель интеллекта. Постарайтесь формировать у ребенка навыки устной речи без лишней спешки. Для этого не обязательно отводить строго определенное время, достаточно в процессе обычных домашних дел проводить различные игры и упражнения.

  С чего начать? Начните с развития мелкой (пальчиковой) моторики, с закрепления правильного произношения звуков родного языка, с расширения словарного запаса и освоения грамматики.

 Начнем с мужчин. Вы собрались в гараж? Захватите с собой и ребенка. Он не будет мешать, стоит вручить ему какой-нибудь болт и попросить накрутить подходящую по размерам гайку. Это прекрасная возможность потренировать детские пальчики! Пришло время проверить мотор? Послушаем, как он рычит, а заодно малыш повторит трудный звук /Р/. А затем - в путь! По дороге дайте своему малышу новое задание - называть то, что он видит за окном. Ведь папе нельзя смотреть по сторонам! Ребенок с радостью перечислит вес предметы, а заодно пополнит и закрепит словарь, а также отшлифует отдельные звуки. Усложним задание и потренируем восприятие цветов. Для начала попросите ребенка называть предметы зеленого цвета, затем это будет красный,синий и т.д. Малыш должен произносить примерно следующее: «зеленЫЙ куст, зеленАЯ трава, з еленОЕ дерево, зеленЫЕ машНЫ» и т.д.

 Следите, чтобы окончания слов были правильными!

 В следующую поездку предложите ребенку посчитать встречные автомобили: «одна машинА, две машинЫ, пять машин». Или деревья: «одно деревО, два деревА, пять деревьЕВ». А потом столбы с указателями.

 Ну а теперь пришла очередь мам и бабушек. Немало интересного ждет ребенка и на кухне. Насыпьте в неглубокую кастрюльку с ровным дном слой манки (1-2 мм.). Если дно белое, выстелите его цветной бумагой и только потом насыпьте   манку.   Вот   и   готова   импровизированная   доска   для   юного художника. Теперь дайте ему в руки палочку с тупым концом и покажите, как
получаются интересные рисунки. Сначала - кружочки и палочки, каракули, а затем появятся «шедевры». Чтобы стереть рисунок, надо лишь слегка встряхнуть «мольберт». Он пригодится и для обучения чтению и письму: буквы на крупе писать интереснее!

 Занимаясь делами на кухне, расскажите ребенку сказку о Золушке. Помните, какие ловкие у нее были помощники - мышата? Они перебрали целый мешок фасоли и гороха! Не повторить ли этот подвиг? Перемешайте в емкости фасоль и горох и попросите кроху рассортировать все по двум коробочкам. Пока малыш будет занят важным делом, вы успеете приготовить обед или ужин. Можно и усложнить задание - выложить узор из фасоли и гороха на однотонном цветном кусочке материи.

 А теперь новая, еще более интересная игра. Предложите ему назвать, как называется каша из риса (гречки, манки, пшена, «Геркулеса») Какая? Рисовая, пшенная, манная, гречневая, геркулесовая. Отвар из этих же круп, какой? Рисовый, пшенный, геркулесовый...

 Такие веселые игры помогают расширять словарный запас, исподволь поработать над грамматическим строем речи. Тем же целям послужат и другие задания: найти на кухне круглые предметы, вспомнить вкусные слова, назвать посуду ( мебель) на кухне, перечислить, что кладут в суп (салат, винегрет, борщ, солонку), сказать какие слова спрятались на полке (в шкафу, в буфете), найти соленые ( сладкие, кислые, горькие, свежие)слова.

Такие игры полезны детям с нескольких точек зрения:

-активизируют словарь;

-учат детей быстро «выуживать» из памяти нужное слово, совершенствуют звукопроизношение;

-помогают овладеть грамматическим строем речи.

Упражнения, помогающие ребенку овладеть грамматически правильной речью 

Кто больше назовет действий

 Цель: упражнять в подборе глаголов.                                                               

Лексический материал:

-    Что можно делать с водой? - Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить ...

-    Что можно делать с мячом? —Играть, бросать, ловить, пинать ...

-    Что можно делать с цветами? — Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать...

                           Где что можно делать

Цель: упражнять в подборе глаголов.

Лексический материал:

-        Что можно делать в лесу? — Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать...

Что можно делать на реке? — Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу ...

Хлопни в ладоши

Цель: упражнять в подборе глаголов к существительному.

Ход:

- Найдит подходящие по смыслу слова и повтори их, хлопая в ладоши: Снежинка тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится. Лед трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.

 Кто хитрее?

Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных;  образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов енък — онък, оват — еват; ущ — ющ; енн — ейш.

Ход:

-    Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая.) А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная.)

-    Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался еще... (хитрее) или... (хитрющий). Лиса умная, а журавль (еще умнее, умнейший).

— Волк злой, а волчище... (еще злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка... (еще трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот... (еще худее, худющий).   Один  человек  полный,  а другой  не  совсем  полный,  а... (полноватый). Этот человек толстый, а тот еще... (толще, толстенный).  Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот... (еще больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а... (синеватый). Этот лист зеленый, а этот... (еще зеленее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зеленый, слегка... (зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а... (красноватое).

-    Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая.) Умный щенок. А как сказать  по-другому?   (Умненький.)  Рисунок  плохой  или...   (плохонький, плоховатый).

Овощи

Цель.   Учить  детей  использовать  в  речи  прилагательные,   правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Картинки с изображением овощей.

Ход. - показывая картинки, спросить:  «Что это?» — «Это помидор». — «Какого цвета помидор?» — «Помидор красный». Эту же игру можно провести и с определением формы, вкуса.

Какой? Какая? Какие?

Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе.

Ход:

- Послушайте предложения и ответьте на вопросы. Наступила золотая осень. Осень, какая? (осень золотая) На небе серые тучи. Тучи, какие? (Тучи серые) Моросит холодный дождь. Дождь, какой? (Дождь холодный) Мало светит осеннее солнце. Солнце, какое? (Солнце осеннее) Желтые листья падают на землю. Листья, какие? (листья желтые) Земля похожа на красивый ковер. Ковер, какой? (ковер красивый)

Чей? Чья?

Цель: Научить детей с помощью вопросов чей? или чья? правильно отвечать, согласуя местоимения мой, моя с существительными.

Материал: предметы.

Ход:

 - располагая на столе ряд предметов: - Посмотрите, какие у меня вещи. Послушайте, как я буду их называть: мой шарф — моя сумка; мой карандаш — моя ручка; мой пакет — моя тетрадь.

-   Послушай, как я по-разному спрошу про эти предметы. Шарф — он чей? (Он мой.) Сумка — она чья? (Она моя.) А сейчас ты  сам будешь узнавать свои  вещи,  которые  находятся  в  коробке  ..

Примерный лексический материал:

Моя — машина, кукла, картинка, коляска, книга, лесенка, груша, слива, морковь, свекла, редиска, лента и т.д. Мой — мяч, кубик, подъемный кран, танк, пароход, шар, самолет, стол, стульчик, велосипед, обруч, лук, помидор, карандаш в т.д.

Мой, моя

Цели: учить ребенка согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительным в роде; подбирать к местоимению существительное с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению.

Ход:

- взрослый обращает внимание ребенка на его игрушки, мебель, одежду, приборы в комнате и т.п. Названия всех предметов уточняются. Затем взрослый спрашивает:

-    Про что из вещей ты можешь сказать моя? Подбирается не менее 8 слов.
После того как существительные женского рода названы, следует вопрос:

-    Про что ты скажешь мой?

 

Учитель- логопед: Миронова Людмила Витальевна

Категория: Консультации учителя-логопеда | Добавил: alk (25.12.2022)
Просмотров: 2295 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Родитель  
Очень ценная информация. Спасибо Вам большое!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту

Телефон доверия

Единый федеральный телефон доверия-детям


2024 Год семьи
2024-ГОД СЕМЬИ
(нажми на логотип)

Наши друзья
  • УО МО Староминский район
  • Староминский РМК
  • РТО Профсоюза
  • МДОУ «ДС №1»
  • МБДОУ ДС 2«Ладушки»
  • МБДОУ «ДС №4«Ромашка»
  • МАДОУ «ДС №5«Росинка»
  • МБДОУ «ДС №6»
  • МБДОУ «ДС №8«Теремок»
  • МАДОУ «ДС №10«Березка»
  • МАДОУ «ДС 15«Солнышко»
  • МБДОУ ДС №16«Светлячок»
  • МБДОУ ДС №22 «Колосок»
  • МБДОУ «ДС 28«Чебурашка»
  • МБДОУ ДС 133 «Звездочка»

  • Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 190

    Вход на сайт

    Статистика сайта

    Архив сайта



    Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ О внесении изменений в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и отдельные законодательные акты РФ»
    © 2015www. dou-9-olenenok.ucoz.ru/    
    Все права защищены. Использование материалов представленных на сайте возможно при наличии ссылки dou-9-olenenok.ucoz.ru/