«Красивая осанка – здоровье ребенка». Особенности строения детского организма. В настоящее время вопросы
охраны здоровья детей, формирование культуры здоровья и мотивации здорового
образа жизни стали одним из важнейших направлений деятельности ДОУ. Но вместе с
тем здоровье детей продолжает находиться в критическом состоянии. Как показали результаты
специального изучения, из 273 обследованных врачами детей у 225 имеются те или
иные отклонения в здоровье. Анализ полученных данных позволил
врачам установить, что генетический (наследственный) анамнез у 67 % детей
отягощен сердечно – сосудистыми, бронхолегочными, онкологическими заболеваниями. У половины обследованных детей
были выявлены отклонения в физическом развитии в виде пониженного роста и
дисгармонии за счет дефицита или избытка массы тела, а также некоторые
соматические признаки, которые являются предвестиками нарушения осанки. Кроме того, у многих детей
выявлено плохое развитие мускулатуры, что объясняется специалистами как
недостаточное развитие мышечной ткани на уровне закладки. Вследствиие этого возникла
необходимость проведения лечебной физкультуры в ДОУ. Причин этому много: - неуклонный
рост числа детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата - сокращение двигательной активности детей из-за
приоритета «интеллектуальных» занятий и как следствие снижение мышечного тонуса
и общая слабость мышц, не способных удерживать осанку в правильном положении. Проведение занятий лечебной
гимнастикой в условиях ДОУ позволяет своевременно и эффективно устранять
указанные причины на ранних этапах формирования осанки. Именно своевременность
использования физических упражнений с лечебной целью является наиболее значимым
фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы ДОУ. Применяемые в лечебной гимнастике
упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия,
а если проводятся в игровой форме, то становятся более привлекательными, повышают
эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и способствуют
устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата. Каждый из вас,
родители, может в домашних условиях закреплять полученные ребенком навыки. Хочу остановиться на основных
особенностях формирования опорно-двигательного аппарата в первые годы жизни
ребенка. Период грудного возраста (первый
год жизни). Закладываются все физиологические изгибы позвоночника;
укрепляется мышечная система. Лечебная физкультура (обычно в виде массажа)
направлена на нормализацию мышечного тонуса, улучшения кровообращения. Раннее детство (1-3 года). Физиологические изгибы позвоночника выражены, нарастает
мышечная масса, особенно крупных мышц (туловища). Появляются первые признаки
напрушения осанки. Лечебная физкультура направлена на укрепление мышечного
корсета. Основное средство - физические упражнения и массаж. Первое детство (4-7 лет). Физиологические изгибы выражены и продолжают формироваться,
укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается объем активных движений. Отмечается
небольшой прирост частоты движений, силы отдельных мышц, прыжка в длину.
Появляются первые попытки сочетания движения с ходьбой. Бег ребенка еще похож
на семенящий шаг, ему трудно ловить мяч и посылать его в цель, но легко прыгать
с мячом, несмотря на то, что движения еще не согласованны. Внимание детей
неустойчиво, они легко отвлекаются, быстро утомляются от однообразных движений. К 5 годам улучшается коордиеация
движений. Дети лучше бросают и ловят мяч, осваивают прыжки, спортивные
упражнения и элементы спортивных игр. В возрасте 5-6 лет интенсивно
формируется выносливость, что создает условия для увеличения качества
повторений, длины проходимой и пробегаемой дистанции, которая составляет
300-500 м, бег становится легким, ритмичным, исчезают боковые раскачивания.
Дети легко прыгают в длину и высоту, становятся особенно подвижными, любят
играть. Завершается период яркой
отличительной особенностью-первым физиологическим скелетным вытяжением, которое
характеризуется ускоренным ростом тела в длину. Второе такое вытяжение будет
отмечаться только в пубертатном возрасте. С интенсивным ростом скелета связано
появление детей с функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы и
дискинезией желчевыводящих путей в возрасте 6-7 лет, увеличением количества
признаков нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физическая культура в
период первого детства направлена на воспитание и закрепление навыка правильной
осанки, укрепление мышц, особенно спины и брюшного пресса, улучшения крово - и
лимфообразования. Средства - разнообразные физические упражнения и массаж,
упражнения в воде. Нарушения осанки начинаются с
небольших изменений верхних или нижних отделах туловища. Различают три степени
этих нарушений: 1-я степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые
устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка. 2-я степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения
осанки, которые устранятся при разгрузке позвоночника в горизонтальном
положении или при подвешивании за подмышечные впадины руками взрослого; 3-я степень –
характеризуется сочетанием нарушения осанки с начальными признаками
скалиотической болезни. Для детей дошкольного возраста
наиболее характерны 1-я и 2-я степени нарушения осанки, для школьников – 1-я и
3-я степени.
Нарушения осанки отмечаются в двух
плоскостях: саггитальной (вид сбоку) и фронтальной (вид спереди). |