Особенности
адаптационного периода.
…Твердо
убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим
воспитателем, и среди этих качеств на первом месте- – умение проникнуть в
духовный мир ребенка. Сухомлинский В.А. Эти качества души в полной мере должны
раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни
дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь
за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад
отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут
освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными
могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять
это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно,
чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от
педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и
физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие
нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять
интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря
словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовных мир ребенка», чтобы
правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного
учреждения. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в
новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление
всего живого. Адаптация является активным процессом, приводящим или к
позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений
организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются
два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная
удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно
выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап
в эго жизни. Различают три степени адаптационного периода: - легкая адаптация:
к 20-му дню пребывания в детском саду; - адаптация средней тяжести: к 30-му дню
пребывания в детском саду; - тяжелая адаптация: свыше 30-ти дней. Длительность
периода адаптации зависит от многих причин: - от особенностей высшей нервной
деятельности и возраста ребенка; - от наличия или отсутствия предшествующей
тренировки его нервной системы; - от состояния здоровья; - от резко
изменившейся обстановки; - от разницы в методах воспитания. Адаптационный
период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими
реакциями: упрямство, грубость, неуважительное отношение к взрослым. Малыш
приходит в детский сад и попадает в новые условия. Меняется режим, характер
питания, температура помещения, воспитательные приемы, круг общения. Все это,
как правило, приводит к изменениям в поведении ребенка, нарушается аппетит,
сон, эмоциональное состояние. Иногда без видимых причин повышается температура.
У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Даже для самого
общительного ребенка детский сад – это стресс. Именно поэтому необходима такая
организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к
наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым
условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду,
навыки общения, прежде всего со сверстниками. Безусловно, в проведении любого
процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное
отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие
возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми,
он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период
привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и протекание адаптационного
процесса.