Применяемые федеральные
государственные образовательные стандарты
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования». ФГОС ДО разработан на
основе Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
ФГОС ДО – это совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию.
Основные
принципы дошкольного образования, устанавливаемые ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребенком всех
этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего
образования, становится
субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной
образовательной организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной
ситуации развития детей.
ФГОС ДО включает
в себя требования:
к структуре
образовательной программы дошкольного образования и её объёму;
к условиям реализации образовательной
программы дошкольного образования;
к результатам освоения образовательной
программы дошкольного образования.
Образовательная
программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Содержание
образовательной программы дошкольного образования должно охватывать следующие
образовательные области:
1) социально-коммуникативное развитие;
2) познавательное развитие;
3) речевое развитие;
4) художественно-эстетическое развитие;
5) физическое развитие.
Требования к условиям реализации образовательной
программы дошкольного образования
включают требования к психолого-педагогическим, кадровым,
материально-техническим и финансовым условиям реализации образовательной
программы дошкольного образования, а также к развивающей
предметно-пространственной среде.
Требования
к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования:
социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка в младенческом возрасте;
социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка в раннем возрасте;
социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного
образования.
Стандартизация дошкольного
образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям
дошкольного возраста. Достижения детей дошкольного возраста определяется не
суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств,
в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"