Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район
Нормативный срок обучения
2 календарных года
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы
не используются
Описание
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район (далее – Программа) разработана в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (в редакции приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 года № 31, 8 ноября 2022 года № 955) (далее - ФГОС ДО), федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования является основополагающим документом Программы.
Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), разработанные муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский район (далее – ДОО) Программы для обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического развития, соответствуют содержанию и планируемым результатам федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Цели и задачи реализации Программы соответствуют целям и задачам федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Целью Программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
реализация содержания Программы;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с задержкой психического развития охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с задержкой психического развития, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с задержкой психического развития в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с задержкой психического развития как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с задержкой психического развития, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с задержкой психического развития;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с задержкой психического развития;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Содержание Программы обеспечивает физическое и психическое развитие обучающихся с задержкой психического развития в различных видах деятельности, охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом парциальной программы «Я люблю Россию» Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) в соответствии с ФОП ДО, Н. В. Нищева, Ю. А. Кириллова, СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2024 год.
Парциальная программа «Я люблю Россию» способствует приобщению старших дошкольников к моральным ценностям человечества, помогает формировать нравственное сознание и нравственное поведение; дополняет содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят программа коррекционно-развивающей работы, рабочая программа воспитания, режим дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы и иные компоненты.
Программа предназначена для работы с обучающимися с задержкой психического развития от 5 лет до 8 лет и реализуется в группах компенсирующей направленности. Содержание Программы обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Целью программы коррекционно-развивающей работы ДОО является создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы коррекционно-развивающей работы ДОО:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер;
проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения;
формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорноперцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности;
целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи;
целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного;
создание условий для достижения детьми целевых ориентиров дошкольного образования на завершающих его этапах;
выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования;
осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого- педагогического консилиума ДОО.
Рабочая программа воспитания, являющаяся компонентом Программы, разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования в целях личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создания условий для позитивной социализации детей на основе базовых ценностей российского общества, предполагающих:
формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
В соответствии с Федеральным календарным планом воспитательной работы, рабочей программой воспитания разработан календарный план воспитательной работы ДОО. Проведение мероприятий календарного плана воспитательной работы ДОО запланировано с учетом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
Приложение
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 9 "Олененок" муниципального образования Староминский район