Тема: «Создание
здоровьесберегающего пространства ДОУ
способствующего профилактике нарушений осанки
и плоскостопия у детей дошкольного возраста" Объект исследования: дети дошкольного возраста, предрасположенные к нарушению
осанки и плоскостопию.
Главные цели:
- Построение модели здоровьесберегающей
деятельности образовательного процесса, основанного на выявлении уровней
заболеваний нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ.
-
Организация безопасного здоровьесберегающего развивающего пространства , в котором формируется опыт здорового образа
жизни и способов здоровье сбережения.
-
Осуществление профилактической и индивидуальной работы с детьми.
Задачи
основного этапа:
-
Создание условий для здоровьесберегающей деятельности дошкольников
-
Выработать у детей разумное отношение к своему здоровью и желание
выполнять физические упражнения
-
Формировать навыки правильной осанки у детей дошкольного возраста
- Научить родителей выполнять с детьми упражнения по
профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата дома.
Модель развития
здоровьесберегающей
деятельности образовательного процесса
в МБДОУ ДСКВ № 9 «Олененок»
Моделирование здоровьесберегающего
образовательного пространства – это организация безопасного здоровьесберегающего
развивающего пространства, в котором
формируются индивидуально-психологические и специальные способности
дошкольников.
Здоровьесберегающая среда определяет
формирование у всех участников экспериментальной группы – навыка правильной
осанки, физических качеств, доброжелательность и открытость.
В детский сад приезжал врач
ортопед и дал медицинские заключения о
состоянии опорно-двигательного аппарата детей экспериментальной и контрольной
групп. На основании этих данных мы составили таблицу, по которой мы можем
проследить результаты на начало года и конец года.
В 2012 году, у выпускников экспериментальной группы нашего детского сада постепенно нормализуется
состояние опорно-двигательного аппарата. В начале 2012 года у детей
опорно-двигательный аппарат с нормой составлял 18 %, то к концу года 27%.,
незначительные нарушения осанки – 23%, а концу года снизились до 14 %.
Результаты
оценки плантограмм у детей, посещающих
занятия по физической культуре в МДОУ №
9 «Олененок» на 2012 год позволили
отметить плоскостопие у 64 %.
Из этого всего мы делаем вывод, что
использованные комплексы, упражнения , игры коррекционно-профилактические
упражнения на занятиях физической
культурой позволили не допустить развития плоскостопия, а у некоторых детей предотвратить
появление изменение свода стоп.
Из приведенной выше таблицы видно что,
у детей контрольной группы нашего детского сада на начало года прослеживается
следующее состояние опорно-двигательного
аппарата. Сколиоз выявлен у 60 % воспитанников, 20% имеют незначительные
нарушения осанки, у 5 % детей кифоз.
По заключению врача ортопеда в контрольной
группе на начало года выявлено плоскостопие у 60% воспитанников.
Это
утренняя гимнастика, которая дает заряд бодрости и позитивный настрой в жизнедеятельности
дошкольника. Во время проведения утренней гимнастики используем игровую мотивацию. Мы заметили, что родители дома вместе с детьми занимаются утренней
гимнастикой утром и выходные дни.
Во второй
половине дня проводим гимнастику после
сна, которая помогает детям после дневного
отдыха получить заряд бодрости и включиться в активную жизнь группы.
Для профилактики плоскостопия применяется целый
ряд методов. Дети на занятиях на «Тропе здоровья» гимнастикой занимаются
босиком. Это оказывает не только оздоровительное,
но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного
аппарата голеностопного сустава и стопы применяются различные виды ходьбы:
по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным
коврикам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит
активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются
боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается
общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется
координация движений, формируется правильная и красивая походка.
Для предотвращения и исправления
отклонений в формировании правильной осанки, профилактике и коррекции
плоскостопия, была разработана система игр и упражнений. Упражнения,
направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия включаются во все части физкультурного занятия, в
комплексы утренней гимнастики. Воспитатели используют эти упражнения и игры при
проведении физкультминуток, гимнастики после сна с закаливающими процедурами,
на прогулке.
В ходе режимных моментов воспитатели
проводят беседы по сохранению здоровья и
для закрепления навыка правильной осанки используют тренажер
«Чебурашка».
В процессе физкультурных занятий применяем здоровьсберегающие методики, которые
представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей.
Например: занятия проходят в виде игры с валеологическим
уклоном, где не только дети выполняют упражнения с использованием различных
видов массажоров и на дорожках здоровья, но и познают валеологические
особенности человека. Практически в каждой НОД используется спортивное оборудование, тренажеры.
Двигательная активность детей
осуществляем в разнообразной игровой деятельности: коллективные и групповые
подвижные игры чередуются с не продолжительными мало подвижными. Физические
упражнения носят имитационный характер и состоят из взаимосвязанных игровых
ситуаций, заданий, этюдов, которые подбираются в соответствии с решением
конкретных оздоровительных и развивающих задач.
Такая организация деятельности в холодную погоду способствует
оптимизации двигательной активности детей препятствующей их переохлаждению.
Особое внимание уделяли работе с
родителями. Провели физкультурный праздник и развлечение, в ходе которых дети и
родители соревновались, играли и учились,
как можно сохранить здоровье ребенка в домашних условиях. Нам удалось установить
На одно из родительских собраний пригласили детского
врача ортопеда, которая в ходе собрания рассказала родителям о заболеваниях
опорно-двигательного аппарата и о способах и методах его лечения в домашних
условиях . Родители задавали вопросы врачу, интересовались чем можно помочь
ребенку, какую обувь можно носить при плоскостопии, что такое ортопедические
стельки, корсаж, как их правильно их носить и помогут ли они при лечении
заболеваний опорно-двигательного аппарата. На что врач дала исчерпывающие ответы
родителям.
Проводили
анкетирование, информационные беседы и консультации, игровые практикумы и
тренинги, дни открытых дверей, обменивались семейным опытом по
здоровьесбережению в семье, что способствовало повышению педагогической
культуре родителей и понимание ими роли физического воспитания в укреплении
здоровья ребенка.
Родители принимают активное участие в создании развивающей среды
в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей
к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми
и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений.
Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая
их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми
и упражнениями.
С педагогическим коллективом провели: беседы, консультации, открытые занятия, в
которых дали рекомендации по проведению
утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр, семинары-практикумы,
круглые столы с практическим
показом физических упражнений
направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия
Предполагаемые
результаты
- Приобщить дошкольников к здоровому образу
жизни в здоровьесберегающем пространстве
- Научить детей
выполнять физические упражнения, которые способствуют профилактике нарушений
осанки и плоскостопия.
- Сформировать
у детей осознанную потребность в выполнении упражнений для профилактики
нарушений осанки и плоскостопия.
- Научить родителей в мерам по
профилактике нарушений осанки и плоскостопия в домашних условиях .
Правильно организованный двигательный режим,
активная и разнообразная физическая деятельность ребенка – основа профилактики нарушений
осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.
|