Наименование образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 Олененок» муниципального
образования Староминский район
Нормативный срок обучения
2
календарных года
Электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы
не используются
Описание
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 9 «Олененок» муниципального образования Староминский
район
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Олененок» муниципального образования
Староминский район (далее – Программа) разработана в соответствии федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (в
редакции приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января
2019 года № 31, 8 ноября 2022 года № 955) (далее - ФГОС ДО), федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1022.
Федеральная
адаптированная образовательная программа дошкольного образования является
основополагающим документом Программы.
Содержание и планируемые результаты
(целевые ориентиры), разработанные
муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 9
«Олененок» муниципального образования Староминский район (далее – ДОО) Программы для обучающихся дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи, соответствуют содержанию
и планируемым результатам федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования.
Цели и задачи реализации Программы соответствуют целям и задачам федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования.
Целью Программы является обеспечение
условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья, имеющего тяжелые нарушения речи, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
Программа содействует
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав
обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и
развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цель
Программы достигается через решение следующих задач:
реализация содержания Программы;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи;
охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, в том числе их эмоционального
благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с тяжелыми нарушениями речи в период дошкольного образования независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка с тяжелыми нарушениями
речи как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи;
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Содержание Программы обеспечивает физическое и психическое развитие
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в различных видах деятельности,
охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
обучения и воспитания детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Программа состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО.
Обязательная часть
Программы разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, разработана с учетом парциальной Программы «Ладушки» по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста, И. Каплунова, И. Новоскольцева, Издание второе, дополненное
и переработанное, рекомендовано Комитетом по образованию г. Санкт-Петербург, 2015 г.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
включение воспитанников в процесс
ознакомления с Краснодарским краем, региональными особенностями своей малой
родины (района, станицы (поселка), формирование у дошкольников целостной
картины мира на основе представлений о социальной действительности своей малой
родины, Краснодарского края, на воспитание патриотических чувств, любви к
родному краю, Родине;
эффективное осуществление комплексного всестороннего
музыкального воспитания и развития ребенка: от восприятия музыки к ее
исполнению доступными дошкольнику средствами и к творчеству.
Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в
состав которой входят программа коррекционно-развивающей работы, рабочая программа
воспитания, режим дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы
и иные компоненты.
Программа предназначена для работы
с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи от 5 лет до 8 лет и
реализуется в группах компенсирующей направленности. Содержание Программы обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей.
Программа коррекционно-развивающей
работы ДОО обеспечивает:
выявление особых образовательных
потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обусловленных недостатками
в их психофизическом и речевом развитии;
осуществление
индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с
тяжелыми нарушениями речи с учетом их психофизического, речевого развития,
индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии;
возможность освоения детьми с
тяжелыми нарушениями речи Программы.
Задачами программы коррекционно-развивающей
работы являются:
определение особых образовательных
потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обусловленных уровнем их
речевого развития и степенью выраженности нарушения;
коррекция речевых нарушений на
основе координации педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия;
оказание родителям (законным представителям)
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи консультативной и методической помощи
по особенностям развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и направлениям
коррекционного воздействия.
Рабочая
программа воспитания, являющаяся компонентом Программы, разработана в
соответствии с федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования в целях личностного развития каждого
ребенка с учетом его индивидуальности и создания условий для позитивной социализации детей на основе
базовых ценностей российского общества, предполагающих:
формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям, себе;
овладение первичными представлениями о базовых
ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
приобретение первичного опыта деятельности и
поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и
правилами, принятыми в обществе.
В соответствии с Федеральным
календарным планом воспитательной работы, рабочей программой воспитания
разработан календарный план воспитательной работы ДОО. Проведение мероприятий календарного плана
воспитательной работы ДОО запланировано с учетом особенностей Программы, а
также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей
обучающихся.
Приложение
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 9 "Олененок" муниципального образования Староминский район
(электронный документ)